Нормативные документы по FATCA
Уведомления в ФНС России и отчет FATCA по форме 8966 в Налоговую службу США (IRS) представляются российскими организациями финансового рынка (ОФР), чьи клиенты являются налоговыми резидентами США.:
Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:
- кредитная организация;
- страховая компания;
- участник рынка ценных бумаг;
- управляющий по договору доверительного управления имуществом;
- негосударственный пенсионный фонд;
- акционерный инвестиционный фонд;
- управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
- управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
- иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Принадлежность к ОФР определена в ст. 1 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ.
Уведомления в ФНС
ОФР должны представлять в ФНС в электронной форме через интерактивный сервис «Сообщение о клиенте-иностранном налогоплательщике» следующие уведомления:
- О регистрации в иностранном налоговом органе, совершенной для представления сведений, - не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации;
- О выявлении клиента – иностранного налогоплательщика – не позднее конца рабочего дня, следующего за днем получения согласия клиента;
- О получении от иностранного налогового органа запроса на предоставление информации о таком клиенте – не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса;
- О направлении информации в иностранный налоговый орган – не позднее 10 рабочих дней до дня направления информации.
Сроки сдачи уведомлений указаны в ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ, а также в п. 3-6 Положения о передаче информации ОФР в уполномоченные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1267. Уполномоченными органами данным Положением установлены Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Центральный Банк Российской Федерации.
Направление и получение информации, предусмотренной пунктами 3 - 6 этого Положения, в электронной форме через сервис допускается при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи.
После передачи уведомления ФНС направит квитанцию о приеме информации либо уведомление об отказе в приеме информации. Если направлена квитанция о приеме, то данные будут автоматически переданы в Росфинмониторинг и Банк России.
За непредставление уведомлений для ОФР предусмотрена ответственность в виде административных штрафов по ст. 15.27.2 КоАП РФ. Так, за непредставление уведомлений о выявлении клиента – иностранного налогоплательщика или о получении запроса от иностранного налогового органа может быть наложен штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб., на организации – от 300 до 500 тыс. руб.
Если не представлено уведомление о регистрации в иностранном налоговом органе, это влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб., на организации – от 500 до 700 тыс. руб.
А за непредставление уведомления о направлении информации в иностранный налоговый орган предусмотрены самые существенные штрафы: на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на организации – от 700 тыс. до 1 млн. руб.
Также Постановлением Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)" установлены:
- порядок осуществления запроса организацией финансового рынка у своих клиентов указанной информации (включая ее состав), а также порядок ее обработки и представления в налоговые органы;
- перечень организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения НК РФ об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами (в силу низкого риска совершения через них действий, направленных на уклонение от уплаты налогов);
- перечень видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются вышеуказанные положения НК РФ (в силу низкого риска совершения с использованием таких договоров действий, направленных на уклонение от уплаты налогов);
- признаки клиентов (кроме физических лиц), осуществляющих активную деятельность;
- признаки принадлежности к иностранному государству для целей определения налогового резидентства клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего.
Отчет FATCA по форме 8966
Отчет FATCA по форме 8966 содержит информацию по счетам клиентов финансовых организаций, являющихся налоговыми резидентами США, или переводящих определенные суммы в банки США. Финансовые организации, предпочитающие не отчитываться по FATCA 8966, могут понести штрафы в размере 30% от платежей, получаемых из американских источников. Отчитаться за предыдущий год необходимо до 31 марта текущего года. При необходимости можно пролонгировать срок сдачи на 90 или 180 дней, запросив соответствующее разрешение в IRS.
Отчет FATCA 8966 должен сдаваться в электронном виде через международный сервис обмена данными IDES, для чего ОФР необходимо:
- зарегистрироваться в IRS и получить GIIN (индивидуальный идентификационный номер участвующего финансового института);
- провести анализ существующих клиентов на соответствие FATCA-статусу и изменить процедуры регистрации новых клиентов (физических и юридических лиц);
- предоставлять сведения о счетах американских налогоплательщиков в IRS с учетом 173-ФЗ (после уведомления ФНС, Росфинмониторинга, ЦБ РФ и получения от них ответа о разрешении/запрете на предоставление информации, а также после ответа от клиента);
- сформировать пакет данных для отправки, содержащий xml-файл отчета FATCA 8966 в соответствии с требованиями IRS «FATCA XML Schemas and Business Rules for Form 8966», подписать его, зашифровать данные и передать в сервисе IDES.
Если организация финансового рынка получила от Росфинмониторинга запрет на направление информации в IRS, то данные об американских налогоплательщиков включаются в групповой отчет (Часть V)соответствующего FATCA-статуса.
Если Росфинмониторинга разрешил передачу сведений в IRS, но сам клиент не дал такого разрешения, то сведения об американских налогоплательщиков также включаются в групповой отчет (Часть V) соответствующего FATCA-статуса.
При получении разрешения как от российских регламентирующих органов, так и от клиента готовится индивидуальная форма 8966 по каждому американскому налоговому резиденту.